Самостоятельный выход из депрессии: христианство VS психология
Повторное открытие библейского консультирования
Джон Макартур
Вступление
В номере Time от 29 ноября 1993 года была опубликована серия статей о проблемах в современной психологии. На обложке журнала размещалась ретушью фотография Зигмунда Фрейда — его голова — пустая, неполная, трехмерная головоломка — и подпись к ней, «ФРЕЙД МЕРТВ?»
Одна из статей внутри подняла вопрос, «Что делать, если Фрейд был неправ?» Отмечая, что в этом столетии уже произошел внезапный крах марксизма, в статье предполагалось, что мы можем стать свидетелями столь же драматического свержения «комплекс фрейдистского памятника.» (1)
Евангелисты совсем недавно могли бы сильно обрадоваться. Но, увы, мы живем в странные времена. По иронии судьбы, в то время как светский мир все больше и больше недоволен профессиональной индустрией психотерапии, евангелический мир отчаянно пытается соединить светскую психологию и библейскую истину. В то время как мир становится все более и более подозрительным к психологии, христиане, кажется, становятся все более и более преданными этому. Возможно, будет справедливым сказать, что многие в церкви пристрастились к психотерапии.
Стремление принять психологию в церкви откровенно мистифицируют. Психология и христианство были врагами с самого начала. Предпосылки Фрейда были атеистическими и циничными. Он назвал религию «универсальным, навязчивым неврозом» (2). Для него религия была иллюзией, основанной на иррациональном желании, основанном на человеческом инстинкте (3). Те, кто поначалу следовал Фрейду, были враждебно настроены к библейской вере. Поэтому основополагающие доктрины движения основывались на явно антихристианских предпосылках. Для Фрейда и его последователей человеческое существо было не чем иным, как животным, мотивированным сексуальным влечением и другими потребностями эго.
Церковь естественно опасалась этих идей — и это оправданно. Фрейдизм был одной из нескольких атеистических гипотез — наряду с дарвинизмом и марксизмом — которые набирали популярность на рубеже веков. Однако величайшее поле битвы церкви в то время было против другого коварного врага: теологического либерализма, псевдохристианства, которое отрицало авторитет Писания и ставило под сомнение сверхъестественное. Это была еще одна доктрина, которая способствовала быстрой секуляризации общества.
Среди исповедующих христиан только теологические либералы нашли союзников среди атеистических психологов. Карл Юнг много писал о религии. Однако в его системе человеческое бессознательное было божественным. Уильям Джеймс, отец современного прагматизма, также объединил теорию поведения и религию в гуманистическое кредо, которое щедро использовало богословскую терминологию. Но эти люди ни в коем случае не были христианами. Они полностью отвергли сверхъестественное, отвергли авторитет Писания и отвергли большинство основных принципов исторической христианской веры.
Психология, таким образом, идеально подходила для все более светского возраста. К середине этого века новая дисциплина была принята популярным умом как полноценная наука — хотя движение уже начинало распадаться на десятки конкурирующих школ и философий — и хотя его гипотезы не могли быть проверены или его результаты проверены с помощью любого из традиционных средств истинной науки. Ничто из этого не могло замедлить принятие психологии в эпоху, которая стала враждебной к понятию абсолютной истины.
В течение нескольких коротких десятилетий индустрия психотерапии и евангелисты утвердились в более или менее осторожном сосуществовании. Христиане казались запуганными подавляющим признанием психотерапии в мире как настоящей науки. Психотерапевты полагали, что они знакомы с более высокими знаниями и более эффективными методами лечения, чем когда-либо мог предложить традиционный духовный совет. Они недвусмысленно заявили, что духовные наставники и священнослужители должны держаться подальше от их территории.
Один учебник по пастырской психологии, написанный в 1950-х годах, резюмировал отношение профессиональных терапевтов к пастырскому совету:
Долг [пастора] не пытаться исполнить роль психиатра, но он должен как можно быстрее направить больного к профессиональному человеку. Часто он должен обеспечить решение психиатра относительно симптомов, которые проявляет проситель. Более того, священнослужитель в таких случаях должен подчиняться руководству психиатра, если тот считает, что его помощь в качестве религиозного деятеля полезна. Психотерапия и религиозная терапия требуют последовательного, терпеливого лечения в течение длительных периодов времени, и священнослужитель редко находит часы для этого. Поэтому он должен иметь специалиста в качестве члена персонала своей церкви или синагоги, которому он может передавать дела. Или, если такой специалист не является сотрудником учреждения, он может быть другом и советником священнослужителя, когда это необходимо. Все это влечет за собой затраты времени и денег, и не следует забывать, что, хотя священнослужитель готов свободно отдавать свое время, профессиональный психиатр должен рассчитывать свои часы в денежном выражении. Слишком часто огорченные люди приходят к священнослужителю, когда им не удается проконсультироваться с психиатром, но это проницательный пастор, который немедленно возвращает их психиатру..
Часто священнослужитель и психиатр могут работать рука об руку, особенно в случае с прихожанами, которые в свое время примут руководство от священнослужителя, а в другой момент — от психиатра. Мужья и жены были объединены в результате этой техники. Иногда психиатр рекомендует священнослужителю принять юношу выздоравливающего в качестве члена молодежной организации религиозного учреждения в надежде, что социальные возможности ускорят лечение. Иногда психиатр может оценить ценность участия в богослужении, чтения религиозной литературы и выполнения традиционных обрядов и церемоний. В каждом таком случае психиатр должен быть наставником и руководителем лечения. (4)
Слишком много пасторов капитулировали перед таким мышлением, и в течение последних сорока лет или около того консультирование неуклонно перемещалось из церкви в клиники. Теперь Христианская психология это бизнес на миллиард долларов. Духовное и эмоциональное состояние верующих улучшилось благодаря этой тенденции? Конечно, никто не станет серьезно утверждать, что да.
Одной из многообещающих тенденций в современном евангельском мире является появление нового акцента на библейском консультировании — не просто психологии, окрашенной библейскими словами и фразами, но серьезным стремлением помочь людям решить их проблемы, обращая их к цели, изменяющей жизнь истинам Писания.
Писание, в конце концов, претендует на то, чтобы быть единственным надежным ресурсом, к которому мы можем обратиться для решения наших духовных проблем:
Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему. (Пс.118:9)
Откровения Твои — утешение мое, — советники мои.
(Пс.118:24)
«Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню. (Пс.118:98-100)
— «Все Писание вдохновлено Богом и полезно для обучения, для обличения, для исправления, для обучения в праведности; чтобы человек Божий мог быть адекватным, приспособленным для всякого доброго дела» (2 Тимофею 3: 16-17).
Можно привести десятки подобных отрывков, чтобы продемонстрировать абсолютное превосходство и абсолютную достаточность притязаний Писания. Либо мы верим тому, чему учит Слово Божье в этом отношении, либо мы открываем себя всевозможным порочным влияниям мирского мышления. Выбор так прост.
Я воодушевлен тем, что большое движение христиан, возвращающихся в Писание, является единственным источником мудрости и исправления для человеческой души. Я благодарен Богу за людей, которых Он использует, чтобы пробудить церковь к этой нужде..
Уэйн Мак — один из тех людей, которые много лет занимаются этим вопросом. Под его мудрым руководством Мастерский колледж создает программу библейского консультирования, которая нигде не имеет аналогов. Выполняя эту задачу, доктор Мак также нашел время для составления и редактирования этой книги. Это осознание моего давнего желания иметь всеобъемлющий учебник по вопросам, с которым борются христианские советники, — руководство для тех, кто хочет дать по-настоящему библейские советы, а не просто разогретые концепции из кучи мусора, светской психологии. Я полагаю, что эта книга будет эффективно вооружать и поощрять христианских советников, которые были запуганы или смущены требованиями современной психологии. Он также будет наставлять и помогать тем, кто уже посвятил себя библейскому консультированию, чтобы они могли быть более эффективными.
Если вы опытный библейский советник или кто-то только начинающий, я знаю, что вы найдете многое, чтобы помочь и ободрить вас в этом томе. Я молюсь о том, чтобы это послужило основным катализатором для отвода церкви от ядовитого ложного совета мирской мудрости обратно к чистому молоку Слова..
Повторное открытие библейского консультирования
Еще с апостольских времен в церкви происходило консультирование как естественная функция общественной духовной жизни. В конце концов, сам Новый Завет повелевает верующим «наставляйте друг друга» (Римлянам 15:14); «ежедневно увещевайте друг друга» (Евреям 3:13, KJV); «утешать друг друга этими словами» (1 Фессалоникийцам 4:18); «ободрять друг друга и созидать друг друга» (1 Фессалоникийцам 5:11); «исповедуйте свои грехи друг другу и молитесь друг за друга, чтобы вы могли исцелиться» (Иоанна 5:16).
Апостол Павел написал, «Мы, сильные, должны нести слабости тех, у кого нет сил, а не только доставлять себе удовольствие» (Римлянам 15: 1). И, «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.»
(Гал.6:1,2)
Все эти инструкции относятся к рядовым членам церкви, а не только к какой-то священнической касте экспертов. Консультирование — особенно консультирование, которое умело использует и применяет Слово Божье — является необходимой обязанностью христианской жизни и общения. Это также ожидаемый результат истинной духовной зрелости: «Пусть слово Христово обильно обитает в вас, со всей мудростью, учащей и наставляющей друг друга псалмами, гимнами и духовными песнями, с благодарным пением в ваших сердцах Богу.» (Колоссянам 3:16).
Однако в последние годы в церкви было сильное и очень влиятельное движение, которое пыталось заменить библейское консультирование в церковном органе «Христианская психология»—методы и мудрость, полученные из светских методов лечения и распределяемые в основном оплачиваемыми специалистами. Те, кто защищал это движение, часто звучат смутно библейски. То есть они цитируют Писание и часто смешивают богословские идеи с учениями Фрейда, Роджерса, Юнга или любой другой школы светской психологии, которой они следуют. Но само движение, безусловно, не направляет церковь в библейское русло. Это заставило христиан думать о консультировании как о чем-то, что лучше оставить опытным специалистам. Это открыло дверь целому ряду внебиблейских теорий и методов лечения. Действительно, у многих осталось ощущение, что Слово Божье неполно, недостаточно, немудро и неспособно предложить помощь для самых глубоких эмоциональных и духовных проблем людей. Он направил миллионы христиан, ищущих духовную помощь, от своих пасторов и единоверцев в психологические клиники. У многих создалось впечатление, что адаптация светских методов, таких как планы восстановления с двенадцатью шагами, может быть более полезной, чем духовные средства, чтобы отучить людей от их грехов. Короче говоря, это уменьшило доверие церкви к Писанию, молитве, общению и проповеди как средствам, посредством которых Дух Божий работает, чтобы изменить жизнь.
Если бы предположения, стоящие за этим движением, были здравыми, мы могли бы ожидать, что сегодняшние христиане будут самым хорошо приспособленным и психически здоровым поколением, которое когда-либо существовало. В конце концов, они пользуются опытом нескольких поколений психологов, который применяют мужчины и женщины, которые утверждают, что способны синтезировать такие знания с помощью Писания и сделать их «Христианскими.»
Но ясно, что это не так. Рекордное количество людей обращаются за психологическим лечением. У дверей клиник и профессиональных консультантов выстраивается больше христиан, чем когда-либо прежде. Христианские психологи, предлагающие живые советы, теперь ежедневно звучат на тысячах христианских радиостанций по всей стране. За последние полтора десятилетия христианская психология превратилась в индустрию с оборотом в миллиард долларов. Миллионы христиан-евангелистов, похоже, зависимы от терапии.
Однако, в отличие от этих тенденций, среди евангелистов набирает силу еще одно движение. Чистые голоса начинают призывать церковь к Писанию как достаточную помощь для духовных проблем людей. Основанием для поддержки стало возвращение к библейскому консультированию в церкви. Каждую неделю я слышу от пасторов и церковных лидеров, которые вновь открывают для себя важность библейского консультирования. Они понимают, во что они действительно всегда верили: что Писание превосходит человеческую мудрость (1 Коринфянам 3:19); что Слово Божье более эффективно распознает человеческое сердце, чем любое земное средство (Евреям 4:12); что Дух Божий является единственным эффективным средством восстановления и возрождения (Ефесянам 5: 18-19); и что все сокровища мудрости и знания находятся в самом Христе (Колоссянам 2: 3).
Эти истины настолько основополагающие для христианской веры, что удивительно думать, что они когда-нибудь попадут под огонь внутри самой церкви. Но, конечно, именно это происходило снова и снова в истории церкви. И это происходит даже сейчас, когда психологией торгуют в церкви как необходимым — и даже основным решением духовных проблем..
Я впервые оказался в авангарде битвы между психологией и библейским консультированием в 1980 году, когда наша церковь была поражена первым в истории иском «злоупотребления духовенством». В иске говорилось, что пасторы в нашем штате были небрежны, потому что мы пытались помочь суицидальному члену нашей церкви, дав ему библейскую истину. Это был первый подобный случай в американской судебной системе. У светских СМИ был полевой день, поскольку дело тянулось годами. Некоторые национальные источники новостей даже утверждали, что наша церковь поощряла молодого человека убивать себя, обучая его тому, что самоубийство — верный путь в небеса. Конечно, это было не так. Мы показали ему из Писания, что самоубийство неправильно. Мы призвали его позволить Слову Божьему привести его к глубокому познанию и усвоению ресурсов, имеющихся у того, кто хотел исцелить свой беспокойный ум. К сожалению, он отказался от нашего совета и покончил с собой.
Должны ли церкви иметь законное право консультировать проблемных людей?
Случай поднял вопрос о том, должны ли церкви иметь законное право консультировать проблемных людей, используя только Библию. Истцы утверждали, что предоставление советов Писанию для депрессивного или суицидального человека является упрощенным и безответственным подходом к консультированию. Они выдвинули несколько «экспертов» кто свидетельствовал, что духовный совет не подходит людям, у которых есть настоящие проблемы. Они утверждали, что жертвы хронической депрессии, склонностей к самоубийству и подобных эмоциональных и психических проблем должны быть направлены к психологу. В иске утверждается, что пасторы и церковные советники должны направлять таких людей к специалистам по психическому здоровью. Их основное обвинение заключалось в том, что попытка дать совет обеспокоенным людям из Библии равносильна безрассудству и халатности, за которые церковные советники должны быть признаны виновными морально и юридически. Если бы они выиграли дело, любая церковь, которая практиковала библейское консультирование, приняла бы на себя огромный риск ответственности.
Факты дела, которые вышли в суд, почти не освещались в новостях и сети. Свидетельство показало, что этот молодой человек находился на попечении профессиональных психиатров. В дополнение к библейскому указанию, которое он получил от нашего пастырского персонала, он обратился за психиатрическим лечением. Более того, наши сотрудники позаботились о том, чтобы его осмотрели несколько врачей, чтобы исключить органические или химические причины его депрессии. Он получал все доступные виды терапии, но все равно решил покончить с собой. Мы сделали все, что могли, чтобы помочь ему; он отверг наш совет и отвернулся от своей духовной достаточности во Христе.
Три разных суда действительно заслушали доказательства по делу — и все три суда приняли решение в пользу церкви. Дважды эти решения были отменены при рассмотрении апелляции по техническим причинам, но каждый суд, который фактически рассматривал это дело, соглашался в своих решениях, освобождая церковь от любой вины. В конечном итоге дело было обжаловано в Верховном суде США. Высокий суд отказался рассматривать дело, тем самым оставив в силе решение Верховного суда штата Калифорния, которое окончательно оправдало церковь.
Все три раза дело слушалось и было вынесено решение, судьи также выразили мнение, что церковь не отказалась от своей ответственности по обеспечению надлежащего ухода. По их мнению, наши сотрудники более чем выполнили свои юридические и моральные обязательства в том, как мы пытались помочь этому молодому человеку, который обратился к нам за советом. Но что еще более важно, суды подтвердили конституционное право каждой церкви на совет из Библии. Дело создало правовой прецедент, отстаивающий важное право Первой поправки на свободу вероисповедания. Решение суда означает, что светские суды не имеют права посягать на область консультирования в церкви..
Психологизация Церкви
Это судебное разбирательство по делу о злоупотреблении служебным положением втянуло меня в дебаты о психологии и библейском консультировании. До этого я заметил, что «Христианская психология,» когда-то неслыханная, становилась все более и более распространенной, все более и более откровенной. К сожалению, я мало обращал внимание на эту тенденцию и не слушал внимательно, как они занимались маркетингом психологии в церкви..
Но во время самой судебной «эксперты» они же были призваны выступать против библейского консультирования, будучи профессиональными христианскими советниками. Я был поражен и встревожен во время суда, когда услышал, как люди, назвавшие себя евангелистами, свидетельствуют о том, что в одной только Библии нет достаточной помощи для удовлетворения самых глубоких личных и эмоциональных потребностей людей. Эти люди на самом деле спорили перед светским судом, что Слово Божье не является адекватным ресурсом для решения духовных проблем людей! Что действительно ужасно, так это количество евангелистов, которые готовы принять слова таких «профессионалов».
Нельзя отрицать, что за последние 25 лет психология сделала невероятные успехи в евангельской культуре. Влияние психологии отражается в виде проповедей, которые проповедуются с евангельских кафедр, в виде консультирования, которое предлагается по радиоэфиру, в распространении психологов, которые ориентированы главным образом на евангельских христиан, и в книгах, которые предлагаются многими евангельскими издателями.
За последнее десятилетия появилось множество евангельских психологических клиник. Хотя почти все они утверждают, что предлагают библейские советы, большинство из них просто занимаются светской психологией, замаскированной в духовной терминологии. Это ясно видно из литературы, созданной движением. Как заметил Джей Адамс, «Почти все недавние консультативные книги для служений, даже консервативные, написаны с фрейдовской точки зрения в том смысле, что они в значительной степени основаны на предположениях о фрейдистской этике отсутствия ответственности.»(7)
Возникновение консультационных клиник ставит еще одну проблему для церкви: эта тенденция вывела консультативное служение из надлежащей арены в церковном теле и заставила большинство христиан считать себя некомпетентными для совета. Многие пасторы, чувствуя себя неадекватными и, возможно, опасаясь возможного судебного разбирательства по делам о халатности, совершенно отдают «профессионалам» взять на себя то, что раньше считалось жизненно важной пастырской обязанностью (8). Слишком многие смирились с тем, что вне Писания существует важнейшая сфера духовной мудрости и что некоторая идея или техника из этого внебиблейского царства является реальным ключом к помощи людям в их глубоких проблемах.
Христианские психологи постоянно утверждают, что они раскрыли великие тайны или нашли более глубокую истину, которая раскрывает тайну человеческого поведения и дает им инструменты, недоступные в Писании, чтобы помочь людям решить их проблемы. Один из ведущих авторов, например, пишет, что Библия «не претендует на то, чтобы быть, единственным Божьим откровением о помощи людям.» Он написал, «В течение прошлого столетия Бог разрешил психологам разрабатывать инструменты для тщательного исследования поведения людей и профессиональные журналы для обмена своими выводами. Возможно, сотни тысяч людей обратились за помощью, и профессиональные консультанты узнали, что заставляет людей нервничать и как они могут измениться..»(9) Означает ли это, что «профессиональные консультанты» (светские психологи) с божественной помощью обнаружили что-то о «помощи людям», что может изменить людей более эффективно, чем библейские средства возрождения, освящения или простого роста в благодати? Конечно, это не то, что хочет сказать этот автор, но на самом деле это именно то предположение, которое было сделано множеством христиан, на которых оказала влияние психология.
Что не так с психологией?
Слово психология буквально означает «изучение души.» Истинное изучение души не может быть сделано неверующими. В конце концов, только христиане имеют ресурсы для понимания природы человеческой души и понимания того, как ее можно изменить. Светская дисциплина психологии основана на безбожных предположениях и эволюционных основаниях и способна иметь дело с людьми только поверхностно и только на временном уровне. Зигмунд Фрейд, отец современной психологии, был неверующим гуманистом, который придумал психологию вместо религии.
До Фрейда изучение души считалось духовной дисциплиной. Другими словами, это было изначально связано с религией. Главный вклад Фрейда состоял в том, чтобы определить человеческую душу и изучение человеческого поведения в совершенно светских терминах. Он полностью отделил антропологию (изучение людей) от духовного царства и, таким образом, открыл путь к атеистическим, гуманистическим и рационалистическим теориям о поведении человека..
Эти фундаментально антибиблейские теории стали основой всей современной психологии. Конечно, современные психологи используют сотни моделей и техник консультирования, основанных на множестве противоречивых теорий, поэтому невозможно говорить о психотерапии, как если бы она была единой и последовательной наукой(10). Но основы современной психологии можно суммировать в нескольких общепринятых идеях, которые берут свое начало в раннем фрейдистском гуманизме. Это те же самые идеи, которые многие христиане усердно пытаются синтезировать с библейской истиной:
. Человеческая природа в основном хороша.
. У людей есть ответы на свои проблемы внутри них.
. Ключ к пониманию и исправлению взглядов и действий человека лежит где-то в его прошлом.
. Проблемы людей являются результатом того, что кто-то еще сделал с ними.
. Человеческие проблемы могут быть чисто психологическими по своему характеру — не связанные с каким-либо духовным или физическим состоянием..
. Глубокие проблемы могут быть решены только профессиональными консультантами, использующими терапию.
. Писание, молитва и Святой Дух — неадекватные и упрощенные ресурсы для решения определенных типов проблем..
Эти и другие подобные безбожные теории просочились в церковь из разных вещей в психологическом резервуаре и оказывают глубокое и беспокоящее влияние на его подход к помощи людям. Многие искренние христиане серьезно отстают в понимании того, что такое консультирование и что оно должно делать.
Некоторые основные напоминания могут быть полезны: Писание является единственным надежным руководством для истинного изучения души. Оно настолько всеобъемлюще в диагностике и лечении каждого духовного вопроса, что под воздействием Святого Духа в верующем оно приводит к тому, что он становится таким, как Иисус Христос. Это процесс библейского освящения. Это цель библейского консультирования.
Кстати, пуритане называли консультационное служение «работой души.» Они говорили об ответственности служителя как «лекарства для душ.» Они поняли, что единственной надежной помощью для человеческой души является безошибочная истина Писания, применяемая Духом Божьим. Они знали, что единственное подлинное, эффективное или постоянное лекарство от болезней души — это трансформация, осуществляемая Божьей благодатью в сердце верующего..
Психологические методы когда-либо целесообразны?
Означает ли это, что современные науки о поведении не дают ничего ценного в лечении эмоциональных или поведенческих проблем? Разве лекарства, шоковая терапия, групповая терапия и другие техники не помогают в некоторых случаях? Не являются ли какие-то душевные болезни действительно медицинскими проблемами, которые должны лечить квалифицированные психиатры?
Конечно, разумно, чтобы люди обращались за медицинской помощью по медицинским проблемам. Мы бы отправили кого-нибудь к врачу за сломанной ногой, дисфункциональной почкой, зубной полостью или другим физическим недугом. И это правда, что некоторые виды депрессии на самом деле имеют физические причины, требующие лечения. Д. Мартин Ллойд-Джонс, наиболее известный своим мощным разъяснительным проповедническим служением, на самом деле обучался на врача. Он указал, что депрессия и некоторые психические заболевания часто имеют физические, а не духовные причины. Пагубная анемия, атеросклероз, порфирия и даже подагра — все это примеры, которые Ллойд-Джонс предлагает о физических заболеваниях, которые могут вызывать деменцию или вызывать депрессию [11]. Это совершенно уместно — даже целесообразно — для консультанта, страдающего такими симптомами консультировать обратиться к врачу или пройти тщательное медицинское обследование, чтобы исключить такие причины.
Кроме того, человеку, страдающему алкоголизмом, наркоманией, инвалидностью в учебе, травмированным изнасилованием, инцестом или жестоким избиением, также целесообразно обратиться за помощью в попытке справиться с травмой. Определенные методы человеческой психологии могут помочь уменьшить травму или зависимость. В экстремальных ситуациях может потребоваться лечение, чтобы стабилизировать опасного человека.
Однако следует отметить, что это относительно редкие проблемы, и их не следует использовать в качестве примеров для оправдания неизбирательного использования светских психологических приемов для решения по существу духовных проблем. Решение психологических и эмоциональных проблем жизни таким образом не является освящением. Вот почему такие методы одинаково эффективны в изменении поведения как христиан, так и нехристиан..
Что о «Христианской психологии»?
«Христианская психология» сегодня используется термин «оксюморон». Слово «психология», использованное в этом выражении, больше не говорит об изучении души; вместо этого он описывает разнообразный зверинец терапии и теорий, которые являются фундаментально гуманистическими. Предпосылки и большая часть учения о психологии не могут быть успешно интегрированы с христианской истиной(12). Более того, вливание психологии в учение церкви размыло грань между изменением поведения и освящением.
Путь к целостности — это путь духовного освящения. Будем ли мы глупо отворачиваться от Чудесного Советника, источника живой воды, ради чувственной мудрости земли и застойной воды бихевиоризма??
Наш Господь Иисус отреагировал совершенным и святым образом на каждое искушение, испытание и травму в жизни — и они были более суровыми, чем любой человек, когда-либо мог пострадать. Следовательно, должно быть ясно, что совершенная победа над всеми жизненными проблемами должна быть результатом того, что ты похож на Христа. Нет «работник души» может поднять другого выше уровня духовной зрелости, на которой он находится. Таким образом, высшая квалификация для психологов была бы подобием Христа.
По-настоящему христианский советник должен заниматься душевной работой в сфере глубинных вещей Слова и Духа, а не дурачиться на мелководье изменения поведения. Почему верующие должны выбирать модификацию поведения, когда у нас есть инструменты для духовного преобразования (например, хирург, наносящий ущерб ножом для масла вместо использования скальпеля)? Самый опытный советник — тот, кто наиболее тщательно, с молитвой и верой применяет божественные духовные ресурсы к процессу освящения — формируя другого в образ Иисуса Христа..
Возможно, сегодня нет более серьезной угрозы для жизни церкви, чем давление, чтобы принять доктрины светской психологии. Это масса человеческих идей, которые сатана поместил в церкви, как если бы они были могущественными, изменяющими жизнь истинами от Бога. Большинство психологов олицетворяют неогностицизм, утверждая, что имеют секретные знания для решения реальных проблем людей. Хотя многие психологи называют свои методы «Христианское консультирование» большинство из них просто используют светскую теорию для решения духовных проблем с помощью библейских ссылок (13).
Даже те, кто придерживается ссылок на Писание, иногда делают это неохотно. Один известный евангельский терапевт советует «вставлять Писание» с осторожностью: «Правильное время и готовность важны. Как только консультант узнает, что консультант действительно набожен, Писанием, как правило, можно делиться без боязни как-либо оскорбить. Писание должно отвечать конкретным потребностям человека, и несколько стихов предпочтительнее для многих.»(14)
К сожалению, такое мышление доминирует в большинстве теорий консультирования, которые пронизывают современный евангелизм. Печальный результат заключается в том, что пасторы, библейские ученые, учителя Писания и заботливые верующие, использующие Слово Божье, были убеждены в том, что они не способны давать советы людям.
Именно это мнение часто лежит в основе послания, переданного в некоторых из самых читаемых учебников по христианскому консультированию. Один из бестселлеров утверждает, что христианские советники, которые считают Библию достаточным руководством для консультирования, часто виновны в «бездумном и упрощенном понимании жизни и ее проблем.»(15) Таким образом, те, кто пытается ограничить свой совет вопросами, на ответы Писания, презираются как наивные, поверхностные и совершенно неадекватные советники..
Литература по христианской психологии обычно принижает чтение Библии и молитву как ответы или неполные решения для тех, кто борется с депрессией или тревогой. Писание, Святой Дух, Христос, молитва и благодать — вот традиционные решения, на которые христианские советники указывали людям. Но христианская психология теперь говорит нам, что никто из них не предлагает лекарство от бед.
Фактически, многие заставили бы нас поверить, что светская психология может помочь людям более эффективно, чем советник, вооруженный только духовным оружием. Тот же самый популярный христианский бестселлер, который я цитировал выше, утверждает, что церковь «продвигает поверхностные изменения, пока психотерапевты, с библейскими основаниями или без них, , , лучше, чем церковь, восстанавливают проблемных людей для более эффективного функционирования.»(16) Позже тот же автор добавляет, «Секуляристам иногда кажется, что они честно стоят перед лицом беспокоящей сложности жизни, в то время как христиане рассказывают клише, отталкивающее настоящие вопросы сердца. В результате, неверующие часто помогают людям с эмоциональными проблемами более эффективно, чем христиане (17).
Насколько научны поведенческие науки?
Как мы уже отмечали ранее, психология — это не единая совокупность научных знаний, таких как термодинамика или органическая химия. Когда мы говорим о психологии, мы имеем в виду сложный зверинец идей и теорий, многие из которых противоречивы. Психология даже не оказалась способной эффективно справляться с человеческим разумом, психическими и эмоциональными процессами. Таким образом, это вряд ли можно рассматривать как науку. Карл Краус, венский журналист, сделал такой проницательный комментарий: «Несмотря на обманчивую терминологию, психоанализ — это не наука, а религия — вера поколения, неспособного на любое другое.» (18)
Большинство сторонников психологии просто предполагают, что психология — это истинная наука. (19) Но это не так. Это псевдонаука — самое последнее из нескольких человеческих изобретений, предназначенных для объяснения, диагностики и лечения поведенческих проблем без решения моральных и духовных проблем. Чуть более века назад бушевали дебаты о «поведенческой науке» называемой френология. Френология считала, что характеристики личности определяются формой чьего-то черепа. Вы, наверное, видели диаграммы старых френологов; это были карты головы с обозначенными конкретными областями, показывающими, какая зона мозга определяет определенную эмоцию или характеристику. Френолог чувствовал бы черепа людей, диагностируя их проблемы по расположению шишек на голове.
Если вы считаете, что с тех пор поведенческая наука значительно продвинулась, спросите себя, насколько разумно окружать взрослого в позе плода подушками, чтобы он мог вернуться к своим пренатальным тревогам. Или рассмотрите тип лечения, предложенный теми, кто защищает первичную терапию криком, методологию, которая учит людей избавляться от своих разочарований, бездумно крича в верхней части легких. (20) Объедините эту идею с групповой терапией и представьте результат! Члены группы держатся за руки и визжат друг на друга, чтобы решить свои проблемы. Хотите верьте, хотите нет, но некоторые психологи уже используют именно эту форму терапии и утверждают, что это самая драматически эффективная терапия, которую психология еще не обнаружила! (21) Учитывая выбор, я полагаю, что выберу френолога, который поковыряется в моей голове?!
Джей Адамс процитировал статью, написанную для Гарвардского симпозиума более двадцати пяти лет назад. Автор статьи поднял вопрос, «Где будет психоанализ еще через 25 лет?» Его смелый прогноз: «Он займет свое место наряду с френологией и месмеризмом. (22) К сожалению, прогноз оказался чрезмерно оптимистичным. И как ни странно, психология, кажется, обязана своим выживанием нечестивому союзу между церковью и массовой культурой.
Примерно в то же время церковь была увлечена «поведенческой наукой,» те, кто лучше всех разбирается в психологии, начали вслух задавать вопрос о том, является ли это наукой вообще. Одиннадцать лет назад журнал Time опубликовал обложку «Психиатрия на диване.» Заявив вот это
На всех фронтах психиатрия, кажется, защищается… Многие психиатры хотят отказаться от лечения обычных, повседневных невротиков («беспокоиться хорошо», Психологам и поп-терапевтам-любителям. В конце концов, нужно ли получить с трудом завоеванную степень доктора медицины. , , поболтать с сочувствием и сказать пациенту, что ты слишком жесток к себе? И если психиатрия является медицинским лечением, почему ее специалисты не могут измерить научные результаты, подобные тем, которые получены другими врачами??
Сами психиатры признают, что их профессия часто пахнет современной алхимией — полна жаргона, запутывания и мистификации, но очень мало реальных знаний. . . .
Как всегда, психиатры — их самые суровые критики. Томас Сэзас, долгое время самый откровенный овод его профессии, настаивает на том, что на самом деле нет такой вещи, как психическое заболевание, только нормальные проблемы жизни. Э. Фуллер Торри, еще один психиатр-антипсихиатр, готов признать, что существует несколько заболеваний головного мозга, таких как шизофрения, но говорит, что их можно лечить лишь несколькими препаратами, которые могут назначать врачи общей практики или терапевты. , , , В отличие от этого шотландский психиатр и поэт Р.Д. Лейнг уверен, что шизофрения реальна и полезна для вас. Объясняет Лейнг: это своего рода психоделическое прозрение, намного превосходящее обычный опыт.
Даже практикующие врачи не уверены, что психиатрия может отличить психически ненормального.
В статье рассказывалось о неудачах психиатрии, отмечалось, что «из всех пациентов одна треть в конечном итоге «излечивается», треть получает помощь в некоторой степени, а треть не получает никакой помощи.»(24) Но, как говорится в статье,
Проблема в том, что большинство методов лечения, в том числе некоторые диковинные, также требуют некоторого улучшения для двух третей своих пациентов. Критики утверждают, что многие пациенты проходят анализ после травмирующего опыта, такого как развод или смерть близкого человека, и в любом случае обязательно преуспеют, когда шок пройдет. Одно исследование показывает улучшение для людей просто в списке ожидания для психоаналитического лечения; по-видимому, простое решение обратиться за лечением полезно(25).
Статья завершается пессимистическим прогнозом Росса Балдессарини, психиатра и биохимика из Исследовательского центра Mailman. Он сказал, «Мы не собираемся искать причины и способы лечения психических заболеваний в обозримом будущем..»(26)
Несколько лет спустя на конференции в Фениксе, штат Аризона, собрались ведущие мировые эксперты по психотерапии для того, чтобы объявить самую большую встречу на эту тему. Конференция под названием «Эволюция психотерапии,» привлекла 7000 экспертов в области психического здоровья со всего мира. Это было крупнейшее такое собрание в истории, объявленное его организатором как Вудсток психотерапии. Из этого вышло несколько потрясающих откровений.
The Los Angeles Times, например, цитирует Лейнга, который «сказал, что он не может придумать какое-либо фундаментальное понимание человеческих отношений, которое стало результатом века психотерапии. «Я не думаю, что к 15 годам мы вышли за пределы Сократа, Шекспира, Толстого или даже Флобера».» он сказал.(27) Laing добавил,
«Я не думаю, что психиатрия вообще наука. Это не похоже на химию или физику, где мы создаем совокупность знаний и прогресса.»
Он сказал, что в его нынешней личной борьбе с депрессией, напевая любимую мелодию для себя (он одобряет один называется «Держитесь правее до конца дороги») иногда более полезна, чем психотерапия.»(28)
Журнал Time, выступая на конференции, отметил, что в панельной дискуссии по шизофрении три из четырех «экспертов» сказали, что нет такой болезни.
Р.Д. Лейнг, любимое сокращение студенческих повстанцев в 60-х годах, сохраняет свое романтическое мнение о шизофрениках как о храбрых жертвах, бросающих вызов жестокой культуре. Он предположил, что многим людям ставят диагноз шизофрении просто потому, что они спят днем и бодрствуют ночью. Он сказал, что шизофрении не существовало до тех пор, пока не было изобретено такое слово. , , , На одном из последующих заседаний женщина из зала спросила Лейнга, как он справится с шизофреничкой. Лаинг покачивался и плелся в течение 27 минут и, наконец, предложил единственное возможное лечение для людей, которых он не считает больными: «Я отношусь к ним точно так же, как ко всем остальным. Я веду себя по обычным правилам вежливости и этикета.»(30)
Одна истина ясно проявилась на конференции: среди врачей мало согласия. Там нет единой «науки» психотерапии; только какофония противоречивых теорий и методов лечения. Доктор Джозеф Вольпе, ведущий пионер поведенческой терапии, охарактеризовал конференцию в Фениксе как «Вавилон противоречивых голосов.»(31)
И это действительно так. Один специалист, Джей Хейли, описал то, что он назвал своей техникой «лохматый пес». Очевидно, он имеет в виду, что это похоже на пушистого животного, которое кажется толстым до тех пор, пока оно не намокнет — кажется, что вещества больше, чем реально существует. Это его подход к терапии:
Заставьте пациента взять на себя абсолютную приверженность переменам, затем гарантируйте излечение, но не говорите пациенту, что это такое, в течение нескольких недель.. «Откладывая, вы никогда не потеряете их как пациентов,» он сказал. «Они должны выяснить, что такое лекарство.» Одной булимике, которая ела от перекусов и рвоты от пяти до 25 раз в день, сказали, что она выздоровеет, если в первый раз ее вырвет терапевту копейкой, и удваивает сумму каждый раз, когда ее вырвало. Говорит Хейли: «Они быстро понимают, что это удваивается настолько быстро, что они могут задолжать терапевту сотни тысяч долларов за несколько дней, поэтому они останавливаются.»(32)
Джеффри Зейг, организатор конференции, сказал, что в одних только Соединенных Штатах может быть до сотни разных теорий. По его словам, большинство из них «обречены на провал.»(33)
Психологи не только продают предполагаемые лекарства по высокой цене, но и изобретают болезни, для которых лекарства необходимы. Их маркетинговая стратегия была эффективной. Придумайте проблемы или трудности, играйте на них, пока люди не подумают, что они безнадежно страдают, а затем продавайте лекарство. Некоторые из предполагаемых проблем нашей культуры патетически банальны. Я-образ, взгляды, взаимозависимость, эмоциональное насилие, кризис среднего возраста, несбывшиеся ожидания — сегодня «недуги» когда-то были более точно восприняты как боли эгоизма. Эгоцентризм стал основной рыночной стратегией для психотерапевтов. Воспитывая у людей естественную склонность к потаканию себе, психология продала себя нетерпеливой публике. И церковь бездарно прыгнула на подножку.
Психология — не более наука, чем атеистическая эволюционная теория, на которой она основана. Как теистическая эволюция, «Христианская психология» это попытка гармонизировать две противоречивые системы мышления. Современная психология и Библия не могут быть смешаны без серьезного компромисса или полного отказа от принципа достаточности Писания.
Хотя это стало прибыльным бизнесом, психотерапия не может решить чьи-либо духовные проблемы. В лучшем случае она может иногда использовать человеческое понимание для поверхностного изменения поведения. Она одинаково успешна или неудачена для христиан и нехристиан, потому что это всего лишь временная корректировка — своего рода ментальная хиропрактика. Это не может изменить человеческое сердце, и даже эксперты признают, что.
Неудача Христианской психологии
Между тем, однако, отношение в церкви более восприимчиво к психотерапии, чем когда-либо. Если христианские СМИ служат барометром всей церкви, происходит резкое изменение. Христианское радио, например, когда-то являвшееся оплотом библейского учения и христианской музыки, переполнено ток-шоу, популярной психологией и телефонной психотерапией. Проповедь Библии устарела. Психологи и радиоведущие являются новыми героями евангелизации. А христианское радио является основным рекламным инструментом для продажи психологии, которая приносит деньги на миллиарды.
Тем самым церковь поглощает большие дозы догмы из психологии, принимая светскую «мудрость» и пытается нести свет, называя их христианскими. Таким образом, самые фундаментальные ценности евангелизма переопределяются. «Психическое и эмоциональное здоровье» это новое модное слово. Это не библейская концепция, хотя многие, похоже, приравнивают ее к духовной целостности. Грех называется болезнью, поэтому люди думают, что он требует терапии, а не покаяния. Привычный грех называется аддиктивным или компульсивным поведением, и многие полагают, что его решением является медицинская помощь, а не моральная коррекция (34).
Человеческие методы лечения наиболее охотно воспринимаются духовно слабыми — теми, кто поверхностен или неосведомлен о библейской истине и не желает принять путь страдания, который ведет к духовной зрелости и более глубокому общению с Богом. К сожалению, эти люди остаются незрелыми, сдерживаемыми навязываемой самим собой зависимостью от какого-то псевдохристианского метода или психо-шарлатанства, которое фактически сдерживает реальный рост.
Чем светская психология влияет на церковь, тем дальше люди переходят от библейской точки зрения к проблемам и решениям. Терапевты один на один заменяют Библию, Божье главное средство освящения благодати (Иоанна 15: 3; 1 Коринфянам 1:21; Евреям 4:12). Советы, которые выдаются этими профессионалами, часто являются духовно катастрофическими. Недавно я в ужасе слушал, как христианский психолог в прямом эфире советовал звонящему выразить гнев на своего терапевта, сделав ему непристойный жест. «Преуспевать!» он сказал звонящему. «Это честное выражение ваших чувств. Не пытайтесь держать свой гнев внутри.»
«Как насчет моих друзей?» спросил звонивший. «Должен ли я так реагировать на них всех, когда я злюсь??»
«Почему, конечно!» этот советник сказал. «Вы можете сделать это с кем угодно, когда захотите. За исключением тех, кто, как вы думаете, не поймет — они не будут хорошими терапевтами для вас.» Это парафраз. У меня есть запись всей трансляции, и то, что на самом деле предложил советник, было гораздо более явным, даже до такой степени, что его неуместно печатать..
На той же неделе я услышал еще одну популярную христианскую трансляцию, которая предлагает прямую консультацию звонящим по всей стране. Позвонила женщина и сказала, что у нее были проблемы с компульсивным блудом в течение многих лет. Она сказала, что ложится спать с «всеми и каждым» и чувствует себя бессильной изменить свое поведение.
Консультант предположил, что ее поведение — ее способ нанести ответный удар, в результате ран, нанесенных ее пассивным отцом и властной матерью. «Там нет простого пути к восстановлению,» этот радиотерапевт сказал ей. «Ваша проблема не исчезнет сразу — это зависимость, и эти вещи требуют расширенного консультирования. Вам понадобятся годы терапии для преодоления вашей потребности в незаконном сексе.» Затем звонившему было предложено найти церковь, которая была бы терпимой, пока она выходила из «болезненных ран» не называя ее блудницей.
Что это за совет? Во-первых, советник фактически дал этой женщине разрешение отложить повиновение четкой команде Писания: «Спасайся от безнравственности» (1 Кор. 6:18; см. Также 1 Фес. 4: 3). Во-вторых, он обвинил ее родителей и оправдал ее месть им. В-третьих, он, казалось, предполагал, что она может постепенно сойти с ума от своего греха — при лечении, конечно.
Кроме того, он дал своей общенациональной аудитории четкое сообщение о том, что у него нет реальной уверенности в силе Святого Духа, способной немедленно изменить сердце и поведение человека. Хуже того, он призывал церкви терпеть сексуальный грех человека, пока терапия не начинает работать.
Сравните оба совета этих радиосоветников с глубокой простотой Галатам 5:16: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти»
Неужели мы действительно думаем, что годы терапии могут привести людей к тому, что они будут ходить Духом? Конечно, нет, если терапевт — это тот, кто рекомендует непристойные жесты, отсроченное покаяние и церкви, терпимые к хронической безнравственности! Для такого совета нет библейского оправдания — на самом деле, он прямо противоречит Слову Божьему. Апостол Павел велел Коринфской церкви передать прелюбодея сатане, изгнав его из церкви (1 Кор. 5)..
Я благодарю Бога за мужчин и женщин в церкви, которые полагаются на Библию, консультируя других. Я благодарен за благочестивых советников, которые побуждают трудных людей молиться и которые указывают им на Писание, на Бога и на полноту Его ресурсов на все нужды.
Я не ссорюсь с теми, кто использует здравый смысл или социальные науки в качестве полезной платформы для наблюдателей, чтобы посмотреть на поведение человека и разработать инструменты, которые помогут людям получить некоторые внешние средства контроля в своем поведении. Это может быть полезно в качестве первого шага к настоящему духовному исцелению. Но мудрый консультант понимает, что вся поведенческая терапия останавливается на поверхности — далеко от фактических решений реальных потребностей души, которые решаются только во Христе.
С другой стороны, у меня нет терпимости к тем, кто возвышает психологию над Писанием, ходатайством и совершенной достаточностью нашего Бога. И я не поощряю людей, которые хотят смешать психологию с божественными ресурсами и продавать эту смесь как духовный эликсир. Их методология сводится к молчаливому признанию того, что то, что Бог дал нам во Христе, на самом деле недостаточно для удовлетворения наших самых глубоких потребностей и спасения нашей неспокойной жизни..
Сам Бог не очень высоко ценит советников, которые утверждают, что представляют Его, но вместо этого полагаются на человеческую мудрость. Иов 12: 17-20 говорит:
Он заставляет консультантов ходить босиком [признак унижения],
И делает из дураков судей.
Он ослабляет связь королей,
И связывает их чресла поясом.
Он заставляет священников ходить босиком,
И свергает безопасных.
Он лишает доверенных речи,
И убирает проницательность старших.
Божья мудрость настолько превосходит человеческую, что величайшие человеческие советники превращаются в зрелище. Стихи 24-25 добавляют,
Он лишает интеллекта вождей земных людей,
И заставляет их бродить в бездорожье.
Они нащупывают в темноте без света,
И Он заставляет их шататься, как пьяных людей.
Если кому-то приходилось терпеть глупость благонамеренных человеческих советников, это был Иов. Их нерелевантный, бесполезный совет был для него такой же печалью, как и сатанинские страдания, от которых он страдал.
Глубина, на которую может опуститься освященная психотерапия, действительно весьма глубока. В местной газете недавно появилась статья о клинике на тридцать четыре койко-места, которая открылась в Южной Калифорнии для лечения «Христианских сексуальных наркоманов.»(35) (Причина наличия коек в этой клинике ускользает от меня.) Согласно статье, клиника связана с большой и известной протестантской церковью в этом районе. Её штат состоит из специалистов, описанных как «настоящие пионеры в области [сексуальных пристрастий]. Все они являются законными, лицензированными психотерапевтами, которые имеют сильную христианскую ориентацию на терапию.,» по словам директора центра.(36)
Делает ли их «Христианскую» ориентацию достаточно твердой, чтобы позволить этим психотерапевтам признать, что распутство — это грех? Очевидно, нет. Несколько были опрошены для статьи. Они последовательно использовали термины болезнь, проблема, конфликт и компульсивное поведение, лечение и терапия. Слова с моральным подтекстом тщательно избегались. Грех и покаяние никогда не упоминались.
Хуже того, эти так называемые эксперты смеялись над силой Слова Божьего, чтобы преобразовать сердце и разрушить рабство сексуального греха. В статье цитируется директор программы центра, который объяснил, почему он считает, что его лечебный центр специально для христиан так важен: «Есть некоторые группы христиан, которые верят, что Библия — это все, что вам нужно.»(37)
Это утверждение является отголоском неогностицизма. Принижать тех, кто считает, что Библии достаточно, это последние дни «облака без воды» (Иуда 12) настаивают на том, что они причастны к более высокому, более сложному секретному знанию, которое содержит реальный ответ на то, что беспокоит человеческую душу. Не пугайтесь их ложных утверждений. Нет высшего знания, нет скрытой истины, нет ничего, кроме всевозможных ресурсов, которые мы находим во Христе, способных изменить человеческое сердце.
Церковь должна вернуть себе веру в духовные ресурсы, которые дает Бог. Мы должны вернуться к убеждению, что только Писание «вдохновленное Богом полезное для обучения, для обличения, для исправления, для обучения в праведности» (2 Тимофею 3:16). Я убежден, что на карту поставлено гораздо больше, чем понимает средний христианин. Если евангелисты не откроют библейское наставление и не восстановят Божье Слово на его законном месте, как верховном «различителе» и хранителе мыслей и намерений сердца (ср. Евреям 4:12), мы потеряем свое свидетельство миру и сами церкви умрут. Эти вопросы так важны.
Христианские книги и психология
Недавняя книга Венди Каминер под названием «Я дисфункциональный, ты дисфункциональный» опровергает большую часть мистики современной психологии. (38) Автор не претендует на то, чтобы быть христианином. Она описывает себя как «скептический, светский гуманист, еврей, феминист, интеллектуальный адвокат.»(39) И все же она пишет как горький критик союза религии и психологии. Она отмечает, что религия и психология всегда более или менее считали друг друга несовместимыми. Теперь она видит «не просто перемирие, а сожительство.»(40) Даже с точки зрения неверующего она может видеть, что это означает изменение основного послания, которое христиане передают миру. Она пишет:
Религиозные писатели минимизируют или отклоняют влияние психологии на религию, яростно отрицая, что она внесла доктринальные изменения, но, похоже, она повлияла на тон и упаковку религиозных призывов. , , , Христианские книги об отношениях, подобные тем, которые выпускаются клиникой Minirth-Meier в Техасе, практически неотличимы от книг об отношениях, публикуемых светскими писателями. , , , Религиозные писатели оправдывают свою зависимость от психологии, восхваляя ее пособностью «приближать» к некоторым вечным истинам, но они также нашли способ сделать временные истины психологии приемлемыми. Религиозные лидеры однажды осудили психоанализ за его моральный нейтралитет. , , , Сейчас популярная религиозная литература приравнивает болезнь к греху.
Некоторая критика уровней Kaminer против евангелистов является необоснованной или ошибочной, но в этом отношении она права в главном: евангелизм проник в мирскую антропологию-психологию-теологию, которая диаметрально противоположна библейским доктринам греха и освящения. В результате этого примирения церковь скомпрометировала и безнадежно запутала идею, которую мы должны провозглашать..
Посетите местный христианский книжный магазин и обратите внимание на распространение книг по восстановлению зависимости, эмоциональной терапии, чувству собственного достоинства и другим темам, связанным с психологией. Язык таких книг носит общую тему: «загляни в себя»; «связаться со своим внутренним ребенком»; «исследовать тайны своих прошлых страхов, обид и разочарований»; и «найти реальные ответы на свои проблемы в своем сердце.» Почему? Потому что «ответы лежат глубоко внутри.»
Эти книги могут содержать логотипы христианских издателей, но такого рода советы не библейские и не заслуживают того, чтобы их называли христианскими. Фактически, это подводит итог самым худшим советам светской психологии..
Где ответы по мнению психологов и пасторов?
Писание нигде не советует людям искать ответы, заглядывая в себя. На самом деле, Писание прямо учит нас, что мы грешники и не должны доверять своим собственным сердцам: «Сердце более обманчиво, чем все остальное, и отчаянно болеет; кто может это понять? Я, Господь, исследую сердце, я проверяю разум» (Иеремия 17: 9-10). Те, кто смотрит в себя, чтобы найти ответы, находятся в безнадежной ситуации. Вместо ответов они получают ложь.
Психология не может решить эту дилемму. Практически вся психотерапия направляет людей внутрь себя, изучая чувства, нащупывая подавленные воспоминания, стремясь к самооценке, изучая отношения и вообще слушая собственное сердце. Но эмоции безнадежно субъективны, а наши собственные сердца обманчивы. Только библейское консультирование может предложить надежные, авторитетные, объективные ответы. И объективная истина Писания — единственный инструмент, который Бог использует в процессе освящения. Сам Иисус молился, «Освяти их в истине; Твое слово — правда» (Иоанна 17:17).
К сожалению, психология и мирская терапия узурпировали роль освящения в мышлении некоторых христиан. Психологическое освящение стало заменой наполненной Духом жизни. В церкви за границей существует представление о том, что психотерапия часто является более эффективным средством перемен — особенно в работе с самыми трудными случаями — чем Святой Дух, освящающий.
Но может ли психотерапия достичь того, чего не может Святой Дух? Может ли земной терапевт достичь большего, чем небесный Утешитель? Является ли изменение поведения более полезным, чем освящение? Конечно, нет.
Параклет
Чтобы понять решающую роль, которую Святой Дух играет в удовлетворении внутренних потребностей людей, мы должны вернуться к тому, чему Иисус учил Своих учеников, когда Он впервые пообещал им, что Он пошлет Святого Духа. Это случилось в ту ночь, когда Иисус был предан. Его распятие приближалось. Ученики были напуганы и смущены. Иисус говорил им о Своем уходе (Иоанна 14: 2). Их сердца были обеспокоены (ст. 1). В этот час суматохи они хотели, что их оставили в покое. Иисус заверил их, что им не придется постоять за себя. Он утешил их этим замечательным обещанием:
«Я попрошу Отца, и Он даст вам другого Помощника, чтобы Он мог быть с тобой навсегда; это дух истины, которого мир не может получить, потому что он не видит Его и не знает Его, но вы знаете Его, потому что Он пребывает с вами и будет в вас.
«Я не оставлю вас сиротами; Я приду к вам. Через некоторое время мир больше не увидит Меня; но вы увидите Меня; потому что я живу, и вы будете жить. В тот день вы узнаете, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
«Тот, кто имеет Мои заповеди и соблюдает их, тот, кто любит Меня; и любящего Меня будет любить Отец Мой, и Я буду любить его и открою Себя ему.»
Иуда (не Искариот) сказал Ему, «Господи, что же случилось, что Ты откроешь Себя нам, а не миру??»
Иисус ответил и сказал ему, «Если кто-нибудь любит Меня, он сдержит Мое слово; и Отец мой полюбит его, и мы придем к нему и устроим с ним жилище наше. Тот, кто не любит Меня, не соблюдает Моих слов; и слово, которое ты слышишь, не Мое, а Отца, Пославшего Меня. Эти вещи я вам говорил, оставаясь с вами. Но Помощник, Святой Дух, которого Отец пошлет во имя Мое, Он научит вас всему и напомнит все, что Я сказал вам» (От Иоанна 14: 16-26).
«помощник» в стихе 16 греческое слово parakl — tos, означающее, что кто-то звал на помощь другого. Первое послание Иоанна 2: 1 применяет тот же термин к Самому Иисусу: «Если кто-то грешит, у нас есть Адвокат [parakl-tos] с Отцом, Иисусом Христом, праведным.» Слово иногда транслитерируется на английский как «параклет.» В нем описывается духовный помощник, чья роль заключается в том, чтобы предлагать помощь, помощь, поддержку, облегчение, защиту и руководство — божественный советник, чье служение верующим заключается в том, чтобы предлагать те самые вещи, которые так много людей тщетно ищут в терапии!
Обещания, данные Иисусом в отношении Святого Духа и Его служения, поражают своими масштабами. Давайте посмотрим на некоторые из ключевых элементов этого текста:
Божественный Помощник
Слово переведено «еще один» это ключ к пониманию природы Святого Духа. Греческий текст обладает точностью, которая не сразу очевидна на английском языке. Два греческих слова могут быть переведены «еще один.» Одним из них является гетеро, что означает «другой, другой вид» как в, «Если этот стиль не тот, который вы хотите, попробуйте другой.» Аллос также переводится «еще один» на английском, но это значит «другой того же рода,» как в, «Это печенье было вкусным; можно мне другой?»
Иисус использовал Аллоса для описания Святого Духа: «другой [аллос] помощник [того же рода].» Он обещал послать им Помощника, такого же, как Он Сам, — сострадательного, любящего, божественного Параклита. Они стали учениками служения Иисуса. Он был их замечательным советником, учил их, руководил ими, оказывал им поддержку и показывал им Отца. Отныне у них будет другой Параклит — такой, как Иисус, — чтобы удовлетворить те же нужды, которые Он покрывал.
Здесь Иисус впервые дал ученикам обширное учение о Святом Духе и Его роли. Обратите внимание, что наш Господь говорит о Духе как о личности, а не о влиянии, не о мистической силе, не о какой-то эфирной, безличной, призрачной силе. Дух обладает всеми атрибутами личности (разум — Римлянам 8:27; эмоции — Ефесянам 4:30; воля — Евреям 2: 4) и всеми атрибутами божества (ср. Деяния 5: 3-4). , Он другой Параклит, точно такой же сущности, как Иисус.
Но была существенная разница: Иисус возвращался к Отцу; Святой Дух будет «быть с тобой навсегда» (ст. 16). Святой Дух — это постоянный, верный, заслуживающий доверия божественный Параклит, любезно предоставленный Христом Своим ученикам, чтобы Он был с ними навсегда.
Руководство по истине
Примечательно, что Иисус называл Святого Духа «Дух истины» (ст. 17). Как Бог, Он является сущностью истины; как Параклит, Он Тот, Кто ведет нас к истине. Без Него, грешные существа не могут знать или понимать какую-либо духовную истину. Иисус сказал, «Мир не может принять [Его], потому что он не видит Его и не знает Его» (ст. 17). Павел, повторяя это, написал,
А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. (1Кор.2:10)
Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога (1Кор.2:12)
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.
(1Кор.2:14)
Невозрожденные не имеют возможности для духовного восприятия. Они не могут постичь духовную истину. Они духовно мертвы (Ефесянам 2: 1) и не могут ответить ни на что, кроме своих греховных страстей.
С другой стороны, верующих на самом деле учат духовной истине Самого Бога (ср. Иоанна 6:45). Фактически, большая часть служения Святого Духа верующим включает в себя обучение (Иоанна 14:26; 1 Коринфянам 2:13; 1 Иоанна 2:20, 27), направляя их в истину Христа (Иоанна 16: 13-14); и разъясняя им правду (1 Коринфянам 2:12).
Это обещание сверхъестественного Учителя имело особое значение для одиннадцати учеников. Учение Иисуса часто было трудно понять сразу. Многое из того, что Он им сказал, ничего не значило для них до Его воскресения. Например, в Иоанна 2:22 мы читаем, «Когда . , , Он воскрес из мертвых, Его ученики вспомнили, что Он сказал это; и они поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.» Иоанна 12:16 говорит, «Эти вещи Его ученики не поняли с самого начала; но когда Иисус был прославлен, тогда они вспомнили, что все это было написано о Нем, и что они сделали это с Ним.» В Иоанна 16:12 Иисус сказал, «У меня есть еще много вещей, чтобы сказать вам, но вы не можете понять их сейчас.»
После вознесения Иисуса одним из важнейших служений Святого Духа было донести до их сознания то, что сказал Иисус, и научить их тому, что Он имел в виду: «Эти вещи я вам говорил, оставаясь с вами. Но Помощник, Святой Дух, которого Отец пошлет во имя Мое, Он научит вас всему и напомнит все, что Я сказал вам» (ст. 25-26). Это, конечно, означает, что Святой Дух позволил ученикам вспомнить точные слова, сказанные им Иисусом, чтобы, когда они записали их как Писание, они были совершенными и безошибочными. Это гарантировало, что евангельские рассказы будут записаны безошибочно, и что апостольское учение будет незапятнанным.
Но это обещание нашего Господа также открывает Святого Духа как сверхъестественного Учителя, который служит истиной в сердцах тех, в ком Он пребывает. Дух ведет нас к истине Слова Божьего. Он учит нас, утверждает правду в наших сердцах, обличает нас в грехе и часто напоминает конкретные истины и утверждения Писания, которые применимы к нашей жизни. Как мы отметили,
«Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. (1Кор.2:9,10)
Как божественно обитающий Учитель, Дух Истины выполняет функцию, к которой ни один человеческий советник не может даже приблизиться. Он постоянно находится там, указывая путь к истине, применяя истину прямо в наших сердцах, побуждая нас соответствовать истине — короче говоря, освящая нас в истине (Иоанна 17:17).
Внутреннее Присутствие
Посмотрите немного повнимательнее на слова Иисуса в конце Иоанна 14:17: «Он пребывает с вами и будет в вас.» Наш Господь обещал, что Святой Дух будет постоянно пребывать в Его учениках. Дух был не только рядом с ними; большая истина заключалась в том, что Он будет постоянно жить в них.
Эта истина о постоянно живущем Духе является одной из чудесных реалий Нового Завета. Иезекииль 37:14 предсказал это: «Я вложу в тебя Мой Дух, и ты оживешь.» В Ветхом Завете Святой Дух часто присутствовал с верующими, но Он не пребывал в них. Более того, Его присутствие казалось условным; так что Давид молился, «Не бери от меня Твоего Святого Духа» (Псалом 51:11).
В эпоху Нового Завета, однако, верующие имеют постоянно проживающего Параклита, не с, а внутри. Фактически, присутствие Духа внутри является одним из доказательств спасения: «Вы не во плоти, но в Духе, если действительно Дух Божий пребывает в вас. Но если у кого-то нет Духа Христова, он не принадлежит Ему» (Римлянам 8: 9).
Обещание Иисуса в Евангелии от Иоанна 14 о том, что Святой Дух будет пребывать внутри, не ограничивалось одиннадцатью апостолами, присутствовавшими в ту ночь. Святой Дух обитает в каждом христианине. В стихе 23 Иисус сказал, «Если кто любит Меня, он сдержит Мое слово; и Отец мой полюбит его, и мы придем к нему и устроим с ним жилище наше». Павел, обращаясь к Коринфянам, сказал:, «Разве вы не знаете, что ваше тело — это храм Святого Духа, который в вас, которого вы имеете от Бога, и что вы не являетесь вашей собственностью?» (1 Коринфянам 6:19). Таким образом, каждый верующий наслаждается постоянным постоянным присутствием Святого Духа, живущего внутри.
Союз со Христом
В Иоанна 14: 18-19 Иисус продолжил, «Я не оставлю тебя сиротой; Я приду к тебе. Через некоторое время мир больше не увидит Меня; но ты увидишь Меня.» Христос знал, что через несколько часов он будет распят. Его земное служение подходило к концу. Но Он заверил учеников, что Он не оставил их совсем. Они будут продолжать созерцать Его.
Что это значит? В каком смысле они смогут увидеть Его? Кажется, в этом обещании есть два ключевых элемента. Во-первых, Он заверял их тем, что Он воскрес из мертвых. Смерть не покорит Его и не положит конец Его служению в их жизни. Во-вторых, он обещал, «я приду к тебе» (ст. 18). Это обещание можно интерпретировать по-разному. Некоторые видят в этом ссылку на Второе пришествие. Другие рассматривают это как обещание, что Он явится им после того, как воскрес из мертвых. В этом контексте, однако, это обещание, похоже, связано с пришествием Святого Духа, чтобы пребывать в них. Кажется, что Иисус говорит, что Он будет духовно присутствовать в учениках через Святого Духа. Сравните это с последующим обещанием, которое Он дал непосредственно перед вознесением: «Смотри, я с тобой всегда, даже до конца века» (Матфея 28:20). В каком смысле он «с» Его избранными? И в каком смысле они «вот» Его? Кажется, что ответ таков: Он также пребудет с ними через Святого Духа..
Это учение известно как союз со Христом. Джон Мюррей написал, «Единство со Христом — действительно главная истина всего учения о спасении.»(42) Все верующие соединены со Христом Святым Духом в неразлучном союзе. Писание иногда говорит об этом союзе как о нашей жизни во Христе (ср. 2 Коринфянам 5:17; Филиппийцам 3: 9), а иногда как о жизни Христа в нас (ср. Римлянам 8:10; Галатам 2:20, Колоссянам 1:27). ). Несколько отрывков даже объединяют понятия близнецов: «Пребывай во Мне, и Я в тебе» (Иоанна 15: 4). «Этим мы знаем, что мы пребываем в Нем, а Он в нас, потому что Он дал нам Своего Духа» (1 Иоанна 4:13).
Как показывает последний стих, наш союз со Христом неразрывно связан с пребыванием Святого Духа. Именно через Святого Духа мы становимся едиными со Христом, а через Духа Христос живет в наших сердцах. Те, в которых пребывает Дух, действуют в другом измерении. Они живы для духовного царства. Они общаются со Христом. Они двигаются и участвуют в жизни Духа. У них есть разум Христа (1 Коринфянам 2:16).
Иисус продолжил Свои утешительные слова ученикам в Евангелии от Иоанна 14: «В тот день вы узнаете, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (ст. 20). Здесь Он подчеркивал наш духовный союз с Ним и Его собственный союз с Отцом. Кажется очевидным, что в эту ужасную ночь, когда Иисус собирался быть преданным, ученики все еще не понимали тайну отношений Христа с Его Отцом. Гораздо меньше они могли бы понять концепцию своего единства со Христом. Но Иисус говорил им, что придет время, когда они начнут понимать богатство этих реальностей: «В тот день ты узнаешь» (ст. 20), кажется, относится к дню Пятидесятницы, когда Святой Дух пришел к власти. То, что произошло в тот день, демонстрирует силу Божьего Духа, чтобы научить нас, распутать наше замешательство и дать нам возможность служить. Петр внезапно встал и начал проповедовать с силой, ясностью и смелостью, которые были ему чужды прежде. Как будто все внезапно стало для него духовным. У него был разум Христа, и он был немедленно преобразован из смущенного, напуганного ученика в бесстрашного, прямого апостола. Он был соединен через веру со Христом, исполнен Святого Духа. Теперь у него был доступ к власти и уверенность, которую он никогда не проявлял раньше.
Любовь Бога
В последнюю ночь есть еще один важный аспект обещания Иисуса Своим ученикам. Он сказал им, «Тот, кто имеет Мои заповеди и соблюдает их, тот любит Меня; и любящего Меня будет любить Отец Мой, и Я буду любить его и открою Себя ему» (Иоанна 14:21). Там Иисус повторяет утверждение, которое Он сделал всего несколькими стихами ранее («Если ты любишь Меня, ты будешь соблюдать Мои заповеди»—15), затем расширяет эту истину в обетование любви Отца, милостиво показанной тем, кто следует за Сыном.
Этот отрывок описывает отношения верующего с Отцом и Сыном. Мы любим Христа, поэтому мы соблюдаем Его заповеди. Тех, кто любит Христа, любит Отец, и Христос открывает Себя им. Роль Духа здесь явно не указана, но именно Дух внутри дает верующим возможность любить и повиноваться Христу: «Любовь Божья излилась в наши сердца через Святого Духа, который был дан нам» (Римлянам 5: 5). Дело не в том, что Бог любит нас, потому что мы любим Сына. Напротив, наша любовь к Нему вызвана Его милостью к нам. Апостол Иоанн говорит в другом месте, «Мы любим, потому что Он сначала возлюбил нас» (1 Иоанна 4:19).
Таким образом, христианство предполагает сверхъестественные отношения с Троицей. Дух пребывает в верующем, разжигая праведные желания и святые чувства, изливая любовь Божью в наши сердца. Таким образом, верующий любит Христа и стремится повиноваться Ему. Более того, и Отец, и Сын клянутся в любви к верующим. Христос постоянно проявляет Себя в этой любви. Таким образом, верующий получает выгоду от отношений любви с Отцом, Сыном и Святым Духом..
В этот момент в беседе Иисуса Иуда — не Иуда Искариот, а ученик, которого также зовут Леббей и Фаддей, — высказался: «Господи, что же случилось, что Ты откроешь Себя нам, а не миру??» (Иоанна 14:22). Иисус ответил, «Если кто-нибудь любит Меня, он сдержит Мое слово; и Отец мой полюбит его, и мы придем к нему и устроим с ним жилище наше» (ст. 23).
Этот ответ просто повторил то, что Господь сказал в стихах 15 и 21. Но Иисус продолжил: «Тот, кто не любит Меня, не соблюдает Моих слов; и слово, которое ты слышишь, не Мое, но Отца, Пославшего Меня» (ст. 24). Смысл ясен: Господь Иисус не явит Себя тем, кто непослушен. Те, кто не любит Христа, кто не хочет Его, кто отказывается повиноваться Его словам, отрезаны от любых отношений или общения с Ним.
Более того, те, кто отвергают Сына, отвергают и Отца. Когда они отворачиваются от заповедей Христа, они презирают Слово Отца. Они отрезали себя от любого духовного блага общения с Богом.
Это поднимает вопрос, важный для вопроса библейского консультирования. Может ли библейский советник предложить значительную помощь нехристианам? Если советнику не хватает всех духовных ресурсов, описанных Иисусом; если Святой Дух не пребывает внутри; если человек не имеет отношения с Отцом или Сыном — может ли какой-либо совет в конечном итоге помочь решить проблемы, которые привели человека к помощи в первую очередь?
Ответ кажется очевидным. Некоторые поверхностные проблемы могут быть решены путем применения библейских принципов. Например, муж может быть побужден жить со своей женой в понимании (1 Петра 3: 7), и качество этого брака может улучшиться. Молодой человек, борющийся с подчинением власти, может узнать о важности подчинения родителям и авторитетам и, таким образом, избежать некоторых конфликтов. Но кроме возрождающего влияния Святого Духа, никакие советы не могут решить коренные проблемы. Внешнее соответствие даже библейскому закону не может устранить последствия греха.
Поэтому первоочередной задачей библейского советника является определение того, является ли советник верующим. Тем, кто не является, нужно прежде всего показать свою потребность в выкупе. Это, собственно, то, как Сам Иисус моделировал консультирование. Когда Никодим пришел к Нему ночью, Иисус сказал ему, «Вы должны быть рождены свыше» (Иоанна 3: 7).
Святой Дух в библейском консультировании
Новое рождение — это суверенная работа Святого Духа (Иоанна 3: 8). И каждый аспект истинного духовного роста в жизни верующего побуждается Духом, используя истину Писания (Ин. 17:17). Консультант, который упускает этот пункт, испытывает неудачу, разочарование и уныние.
Только Святой Дух может внести фундаментальные изменения в сердце человека. Поэтому Святой Дух является необходимым агентом во всех эффективных библейских наставлениях. Советник, вооруженный библейской истиной, может предложить объективное руководство и шаги для перемен. Но если Святой Дух не работает в сердце консультируемого, любые видимые изменения будут иллюзорными, поверхностными или временными — и вскоре появятся те же проблемы или худшие..
В начале этой главы мы говорили о бесполезности поиска в себе, чтобы найти ответы на наши проблемы. И, безусловно, верно, что те, кто сосредоточен на себе, своих детских травмах, своих раненых чувствах, своих эмоциональных пристрастиях или других эгоцентрических источниках, никогда не найдут подлинных ответов на свои проблемы..
У истинно верующего, однако, есть Помощник, который живет внутри. Он — Святой Дух, который применяет объективную истину Писания в процессе освящения. Но даже Он не привлекает нашего внимания внутрь себя. Вместо этого Он направляет наше внимание вверх, ко Христу. Иисус сказал, «Когда придет Помощник, которого Я пришлю к вам от Отца, это Дух истины, который исходит от Отца, Он засвидетельствует обо Мне» (Иоанна 15:26).
В конечном счете, именно к Христу должно быть обращено внимание консультанта. «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.» (2 Коринфянам 3:18). Это процесс освящения. И это конечная цель всего истинно библейского консультирования.
Заметки
1. Пол Грей, «Штурм Фрейда,» Время (29 ноября 1993 года), 47.
2. Цитируется у Фрэнка Б. Минирта, «Христианская психиатрия» (Old Tappan, N.J .: Revell, 1977), 27.
3. Зигмунд Фрейд, Новые вступительные лекции по психоанализу, лекция 35.
4. Вергилий Ферм, Словарь пастырской психологии (Нью-Йорк: Философская библиотека, 1955), 208 (выделение добавлено).
5. Большая часть этой главы была адаптирована и расширена из книги Джона Ф. Макартура-младшего «Наша достаточность во Христе» (Waco, Texas: Word, 1991), стр. 55–72..
6. Ср. Martin and Deidre Bobgan, PsychoHeresy (Santa Barbara: EastGate, 1987), с. 53-54. Бобганы перечисляют восемь доказательств «психологизация церкви.»
7. Джей Э. Адамс, компетентный советник (Grand Rapids: Baker, 1970), с. 17-18. Чрезвычайно точный анализ Адамсом состояния консультирования в евангелизации сейчас насчитывает более четверти века, но он более уместен, чем когда-либо. Он дал церкви необходимое исправление к нескольким тенденциям, которые разрушают духовную жизнеспособность церкви. Христианские лидеры преуспели бы, чтобы прислушаться к его все еще своевременному наставлению.
8. Джей Э. Адамс, «Больше, чем искупление» (пресвитерианин и реформат: Филлипсбург, Нью-Джерси, 1979), с. X-xi.
9. Гари Р. Коллинз, «Христианское консультирование: всеобъемлющее руководство» (Waco, Texas: Word, 1980), с. 19.
10. Зигмунд Кох, «Психология не может быть последовательной наукой» Психология сегодня (сентябрь 1969), с. 66.
11. Д. Мартын Ллойд-Джонс, Исцеление и медицина (Истборн: Кингсвей, 1987), с. 144-145..
12. Бобган, с. 5-6..
13. Ср. комментарии психолога, цитируемого в Bobgan, стр. 5-6: «В настоящее время не существует приемлемой христианской психологии, которая заметно отличается от нехристианской психологии. Трудно предположить, что мы функционируем таким образом, который принципиально отличается от наших нехристианских коллег.»
14. Фрэнк Б. Минирт, Христианская психиатрия (Олд Таппан, Нью-Джерси: Ревелл, 1977), с. 186.
15. Ларри Крэбб, Понимание людей (Гранд-Рапидс: Зондерван, 1987), с. 54-58.
16. Там же, с. 129.
17. Там же, с. 211.
18. Цитируется в Bobgan, р. 23.
19. Ср. Коллинз, р. 19.
20. Артур Янов, Первобытный крик (Нью-Йорк: Dell, 1970).
21. Даниэль Касриэль, Крик от счастья (Нью-Йорк: Гроссет & Данлэп, 1972).
22. Лео Штайнер, «Совместимы ли психоанализ и религиозное консультирование??» (Документ, прочитанный Обществу научного изучения религии, Гарвард, ноябрь 1958 г.). Цитируется в «Адамс компетентен для адвоката», стр. 18-19.
23. Время, «Психиатрия на диване.» (2 апреля 1979 г.), 74.
24. Там же, 79.
25. Там же.
26. Там же, с. 82.
27. Энн Джапенга, «Великие умы на мыслях собрать для конференции,» The Los Angeles Times 18 декабря 1985, V: 1.
28. Там же, с. 17.
29. «Терапевт в каждом уголке,» Время, 23 декабря 1985 г., с. 59.
30. Там же.
31. Л.А. Таймс, с. 16.
32. Время, с. 59.
33. Л.А. Таймс, 16.
34. Адамс умело реагирует на такое мышление, цитируя О. Хобарта Маурера «Кризис в психиатрии и религии». Адамс, компетентный советник, стр. XVI-XVII.
35. Николь Бродо, «Центр помогает христианским секс-наркоманам,» Реестр округа Ориндж (13 февраля 1989 г.), стр. 1.
36. Там же.
37. Там же.
38. Венди Каминер, я дисфункциональна, ты дисфункциональна (Рединг, Массачусетс: Аддисон-Уэсли, 1992).
39. Там же, с. 121.
40. Там же, с. 124.
41. Там же, с. 124-125..
42. Джон Мюррей, «Искупление — выполнено и применено» (Grand Rapids: Eerdmans, 1955), p. 161.
Источник http://articles.ochristian.com/article2279.shtml
Телефон доверия 88003024093 (звонок бесплатно)Поделиться ссылкой: